Напоминаем, что по автомобильным дорогам регионального значения Татарстана постановлением Кабинета Министров РТ от 14.03.2017 №141 на период с 15 апреля по 14 мая 2017 года введено временное ограничение движения транспортных средств. Как подчеркнул директор ГКУ «Главтатдортранс» Эдуард Данилов, значительная часть автомобильных дорог Республики Татарстан построена в 70-е и 90 годы XX века. В то время интенсивность движения была в разы меньше, чем сейчас. К тому же состав грузового потока состоял из машин малой грузоподъемности. Поэтому дорожная одежда проектировалась и рассчитывалась на грузоподъемность, не превышающую нагрузку 6 тонн на ось. Объемы грузоперевозок автотранспорта и транзитного потока за прошедшие десятилетия возросли в разы. Автомобильный транспорт способен осуществлять перевозку грузов со значением осевых нагрузок 10-12 тонн, что весьма негативно влияет на конструкцию дорожной одежды в целом.
Сюда же можно отнести ситуацию, когда из года в год значительные средства направляются на содержание и ремонт устаревшей сети автодорог, а также реконструкцию автодорог, удовлетворяющую современным требованиям. Несмотря на это, существующего темпа недостаточно, доля устаревшей сети составляет около 70%.
Э.Данилов рассказал, что весной в начале оттаивания земляного полотна грунт наиболее увлажнён и разуплотнён. Нагрев поверхности дороги солнцем вызывает поток тепла в конструкции, который приводит к просыханию и уплотнению верхних слоев земляного полотна. По мере оттаивания увеличивается влажность грунта и снижаются прочностные характеристики дорожной конструкции. В связи с этим увеличивается и прогиб дорожной одежды под нагрузкой. Максимальные деформации наблюдаются только в момент полного оттаивания грунта земляного полотна. По мере просыхания земляного полотна прогиб резко уменьшается, а несущая способность дорожной конструкции повышается.
Надо отметить, что Правительство Российской Федерации и руководством Республики Татарстан приняли ряд законодательных актов, регламентирующих действие и порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам. В том числе и в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случаях снижения несущей способности конструктивных элементов автодорог, что происходит в весенний период.
Для определения состояния и изменения прочностных характеристик дорожных одежд, а также допустимых нагрузок ГКУ «Главтатдортранс» с 2007 года периодически диагностирует опорную сеть региональных автодорог. Для этого привлекаются специализированные лицензированные организации, оснащенные необходимым оборудованием и имеющими в своем штате высококвалифицированных и опытных специалистов.
В результате диагностики определен календарный неблагоприятный природно-климатический период для автодорог на территории Татарстана – с 15 апреля по 14 мая, и установлены значения максимально допустимых нагрузок на ось транспортных средств в этом периоде в зависимости от количества осей – 6,5 и4 тонны на ось. Эти исследования и были учтены в законодательных актах РТ.
В текущем году по поручению Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ с 25марта по 5 апреля была также проведена диагностика автодорог с большой интенсивностью движения грузового транспорта. В частности, исследованы автодороги Набережные Челны-Заинск-Альметьевск и Кузайкино-Нурлат. Результаты проведенной диагностики подтверждают снижение запаса прочности дорожной одежды, по показателям которой допустимые нагрузки на ось имеют значения ниже нормативных и составляют для одноосного автотранспорта менее 7 тонн. В условиях максимального неблагоприятного климатического периода дальнейшее оттаивание земляного полотна безусловно приведет к большему снижению прочностных характеристик дорожной одежды. Поэтому разрешенных в период ограничения допустимые нагрузки в несколько раз ниже 6,5 и 4 тонн по соответствующим осям. В связи с этим контроль состояния сети региональных дорог как в период временного ограничения, так и на протяжении года будет продолжен.