Расширенное заседание коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан
15.08.2008

 
Уважаемые коллеги!
Говорить о транспорте - это все равно, что говорить о движении, от которого зависит эволюция человечества. Неслучайно, еще французским архитектором Ш.Э.Ле Корбюзье было отмечено, что ни один город не может расти быстрее, чем растет его транспорт. Действительно трудно представить себе жизнь горожан без автобусов и трамваев, без автомобильных дорог и метрополитена. А раз оно так, то существует жизненная необходимость организовать  муниципальные пассажирские перевозки в новом качестве - адекватном реалиям жизни, сделать их такими, чтобы комфорт и безопасность при организации пассажирских перевозок стали были определяющими индикаторами  всей оценки организации данной деятельности. Считаем, что жизненные тезисы Советских времен, ставшие с годами почти афористичными, среди которых, например,  «Нигде так остро не ощущается чувство локтя, как утром в общественном транспорте» или «Ничто так не сближает людей как общественный транспорт», ну, и, наконец, «С утра в общественном транспорте людей ставят в такие условия, после которых культурный человек должен был бы жениться»…должны стать архаизмами, так сказать, пережитками прошлого.
В настоящее время около 73% граждан России проживают в городах, и поэтому качественная организация муниципальных пассажирских перевозок, результатом которой должно быть качественное обслуживание населения, а также и эффективная работа транспортных компаний затрагивает интересы подавляющего большинства населения.
         Пассажирские перевозки общественного пассажирского транспорта имеют существенные отличия от других видов сообщений, а именно технические, эксплуатационные, организационные и, особенно, экономические и социальные аспекты в деятельности транспорта общего пользования.
         Говоря об экономических аспектах, нельзя не отметить, что деятельность транспортных компаний осуществляется в условиях использования механизмов регулирования тарифов на оказываемые услуги. Социальный же аспект, реализация которого позволяет осуществлять поездки пассажиров с реализацией права льготного проезда в рамках принятых Федеральных и Республиканских нормативных актов, направлен, прежде всего, на социальную поддержку населения.
         Сегодня уровень развития городского пассажирского транспорта отстает от потребности населения. Особенно остро транспортные проблемы проявляются в больших и крупных городах. Нередко затраты времени пассажира на проезд превышают предельно допустимые нормы.
Финансовые ресурсы, необходимые для организации перевозок, дислокация подвижного состава на специализированных предприятиях, а также технология перевозок, требуют сегодня обоснованных решений, а также реализованных механизмов, направленных на организацию перевозок.
По итогам работы за 6 месяцев 2008 года транспортными предприятиями Республики Татарстан по муниципальным маршрутам в городском и пригородном сообщении перевезено 108,6 млн. человек, против 113,8 млн. пассажиров за аналогичный период 2007 года, при этом количество городских и пригородных маршрутов сократилось на 9,5% и 12,8% соответственно.
         Подвижным составом автотранспортных предприятий с общим количеством 2713 единиц обеспечивается перевозка пассажиров по 1073 маршрутам, 405 трамваев и 218 троллейбусов работает на 35 и 26 маршрутах соответственно.
Каждое муниципальное образование Республики Татарстан характеризуется градообразующей базой, в которой одно из определяющих, я бы даже сказал, наиважнейших составляющих является городской общественный транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров в пределах  территорий муниципальных образований.
Вопрос организации пассажирских перевозок – многогранный и сложный, требующий ведения как нормативной, так и текущей повседневной кропотливой работы, которая должна быть реализована для соблюдения ряда ведущих принципов, определяющих механизм и схему организации работ при организации пассажирских перевозок, а именно:
1) Принципа законности – предполагающего обязательное использование и исполнение юридических норм, установленных действующим законодательством. При этом, учитывая, что транспорт является сферой, оказывающей услуги для пассажиров, следует предусматривать меры, направленные на конкретизацию гражданско-правовых отношений.
2) Следующие важнейший принцип – это принцип безопасности, который устанавливает первоочередное и безусловное обеспечение безопасности перевозок для граждан, интересов общества и государства.
3) Принцип регулирования отношений – предусматривает использование всех возможных направлений регулирования транспортных отношений: правовых, организационных, экономических, административно-управленческих и других.
4) Принцип эффективности – исходит из предпосылки, что принимаемое при организации перевозок управленческое решение приведет к эффективным позитивным изменениям результатов транспортной деятельности.
5) Принцип надзорности и контроля – предполагает, что значимые отношения, регулируемые действующим законодательством, подлежат надзору и контролю. Надзор необходимо рассматривать, как обязательную функцию государственного и муниципального регулирования.
6) Принцип ответственности – исходит из того, что обеспечена ответственность конкретных лиц за предписываемые им обязанности.
7) Принцип социальной ответственности и справедливости – исходит из обеспечения, при организации перевозок пассажиров, интересов широких слоев населения.     
         Коллеги! Эти принципы мною были озвучены еще и потому , что на их фоне еще ярче и громче прозвучат слова о том, что только при безусловной, безапелляционной реализации интересов назовем их трех китов: государства – пассажира – перевозчика возможно построение эффективно развивающейся и работающей системы городского общественного транспорта.   
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года          № 131-ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления» и   Закону Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» организация пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам является обязанностью и ответственностью органов местного самоуправления.
В ходе подготовки к сегодняшней коллегии специалистами Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан были проведены зональные совещания с представителями муниципальных образований.  На них было обсуждено положение дел в сфере пассажирских перевозок, прежде всего, с позиции стремления к идеалу, эталону организации этой работы, определению оптимальных путей для достижения высокого качества обслуживания граждан на территориях по обсуждаемому сегодня вопросу.
Проведение плановых проверок специалистами Управления автодорожного надзора РФ по выполнению транспортного законодательства на территориях муниципальных образований свидетельствует о недостаточно проводимой работе на местах. Коллеги! Эти слова не должны восприниматься как критика уважаемых руководителей исполнительных комитетов, городов и районов Республики Татарстан, а как весомый, безапелляционный аргумент для совместного преодоления отрицательных тенденций на местах. Мы должны корпоративно строить конструктивную работу.
На сегодняшний день, например, формирование, утверждение и размещение заказа на транспортное обслуживание осуществляется только в городах Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск. Во многих муниципальных районах данная работа не проводится вовсе.  Не утверждается маршрутная сеть, не ведется реестр муниципальных маршрутов и перевозчиков, работающих на них, не утверждены и параметры качества обслуживания на муниципальных (городских и пригородных) перевозках.
         Во многом, на наш взгляд, это связано с отсутствием ответственных лиц за организацию транспортного обслуживания в Аппаратах исполнительных комитетов. Одним словом, на местах нет Хозяина.
         Нынешний уровень организации пассажирских перевозок не должен и не может удовлетворять ни органы исполнительной, муниципальной власти, ни перевозчиков.
         Говоря о нормотворчестве, то для реализации задач и принципов, заложенных в законе Республики Татарстан от 13 ноября 2006 года   «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан», для обеспечения и удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, обеспечения доступности транспортного обслуживания населения, повышения уровня качества безопасности пассажирских перевозок, муниципальным образованиям необходимо разработать и принять документы, регламентирующие организацию муниципальных пассажирских перевозок. А это, в свою очередь, требует:
1.   Определения параметров качества обслуживания на муниципальных (городских, пригородных) перевозках.
2.   Составления правил формирования и утверждения муниципальной маршрутной сети и требований к ней для организации регулярных муниципальных пассажирских перевозок в пределах муниципального образования.
3.   Разработки положения об организаторе пассажирских перевозок.
4.   Определения порядка формирования и ведения реестра перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по регулярным маршрутам на территории муниципального образования.
5.   Определения порядка формирования и ведения реестра регулярных муниципальных маршрутов, проходящих на территории муниципального образования.
6.   Определения порядка учета, выдачи и изъятия маршрутных карт на право работы на муниципальных маршрутах.
Несколько слов о муниципальном заказе на транспортное обслуживание. Его формирование и размещение необходимо осуществлять Исполнительным комитетам муниципальных образований на конкурсной основе. Это позволит обеспечить развитие добросовестной конкуренции при осуществлении перевозок пассажиров на регулярной маршрутной сети, пресекая при этом, в соответствии с полномочиями и территориальными нормативными документами, деятельность «нелегальных» перевозчиков.
Теперь пришло время говорить о том, чего всегда не хватает. Бесспорно, коллеги, что реализация нормативных актов потребует финансовых расходов со стороны как бюджета Республики Татарстан, так и муниципальных образований, но при активной взаимной заинтересованности возможно быстрое решение по многим вопросам.
Говоря об имеющихся недоработках, ответственность, бесспорно, должна быть взаимной, так как во главе нашей работы и от того, как она будет организована, стоит пассажир. Сегодня хотелось бы еще раз подтвердить заинтересованность в совместной работе с муниципальными образованиями и готовность оказать им всю необходимую помощь.
В начале сегодняшнего выступления говорилось о социальных аспектах организации пассажирских перевозок, под которыми понимается не только обеспечение социальной поддержки горожан, но и, что немаловажно, обеспечение доступности транспортных услуг, то есть возможности населения оплатить свои поездки. Принятие Закона от 13 ноября 2006 года №70-ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан» заложило законодательную основу реализации данного принципа.
Специалистами министерства в прошедшем году была проведена большая работа по формированию поднормативных документов, принятие которых, в конечном итоге, обеспечило реализацию данного положения Закона, однако, по ряду нормативных актов мы не нашли должной поддержки, и потому Закон сегодня реализуется частично.
Это документы, определяющие:
- правила формирования и утверждения сети пассажирских перевозок транспортом общего пользования;
- методические рекомендации по расчету расходов перевозчиков и тарифов при обслуживании пассажиров на муниципальных маршрутах, на городских маршрутах и маршрутах городского электрического транспорта, и порядок компенсации недополученных доходов, связанных с обслуживанием маршрутов по регулируемым тарифам.
Данные документы не прошли согласование Министерства финансов Республики Татарстан ввиду того, что проектами разработанных документов предусматривается компенсация выпадающих доходов в условиях регулирования тарифов, а так же льгот, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, пользующихся льготами.
 Данный подход абсолютно не объясним, так как в условиях аналогичного тарифного регулирования и предоставления льгот необходимые ассигнования в республиканском бюджете для предприятий железнодорожного и речного транспорта предусматриваются.
Учитывая вышеизложенное, а также, учитывая утвержденное Указом Президента Республики Татарстан от 12 мая 2008 года № УП-207 положение «О комитете Республики Татарстан по тарифам», считаем, необходимым максимально оперативно принять соответствующее решение постановлением Комитета.
Только прошу Вас понять меня правильно, я не призываю к необдуманному подходу, который приведет к резкому росту цен, а призываю и прошу Вас поддержать подход к формированию экономически обоснованных тарифов, принятие которых, в свою очередь, позволит осуществлять мероприятия по модернизации фондов, производить повышение заработной платы, осуществлять развитие маршрутной сети.
В свою очередь, в том случае, если обоснованно экономические тарифы не будут сбалансированы, как это есть сегодня, с доступностью и возможностью оплаты проезда, то здесь уже должны вмешаться государственные механизмы, предусматривающие оказание мер государственной поддержки в различных формах, а именно финансирование недополученных доходов, субсидий на топливо, выделение средств на развитие объектов транспортной инфраструктуры, как это сделано в большинстве стран Европы.
Принимаемые нормативные акты, как в Российской Федерации, так и в Республике Татарстан должны быть реализованы, но их реализация не должна заключаться в перекладывании ответственности за их реализацию на плечи транспортных компаний. Большие надежды, связанные с урегулированием и формированием подходов к ценообразованию на транспорте, хотелось бы высказать в адрес созданного в Республике Татарстан Комитета по тарифам.
Уважаемые участники коллегии!
По результатам сегодняшнего обсуждения будет подготовлено решение Коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, которое станет ориентиром для осуществления плановых шагов, направленных на системную работу в вопросах организации муниципальных перевозок. Хотелось бы предложить в проект решения включить следующие предложения:
- Просить о создании при Совете глав муниципальных образований постоянно действующей рабочей группы, деятельность которой будет направлена на осуществление мониторинга и оказания необходимой практической помощи.
- Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан разработать и сформировать типовой проект нормативных документов, регулирующих вопросы по организации муниципальных перевозок, для представления главам муниципальных образований на рассмотрение и последующее принятие решения об их утверждении.
- Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в кратчайшие сроки завершить работу над проектом нормативных документов для реализации Закона от 13 ноября 2006 года №70-ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан».
- Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан внести предложения по пересмотру, либо принятию новой редакции республиканской целевой программы развития транспорта.
- Проработать совместно с Министерством финансов Республики Татарстан и внести на рассмотрение в Правительство Республики Татарстан предложения об оказании мер государственной поддержки предприятиям транспорта, осуществляющим перевозки пассажиров по договорам с органами исполнительной и муниципальной власти.
- Совместно с Комитетом республики Татарстан по тарифам обеспечить создание «тарифных дел» для субъектов ценообразования, а так же проведение работ по расчету экономически обоснованных тарифов при осуществлении муниципальных перевозок. По результатам проведенной работы представить анализ – отчет с предложениями в Правительство Республики Татарстан.
- Просить глав муниципальных образований рассмотреть на сессиях городских и районных Советов народных депутатов вопрос организации муниципальных перевозок по результатам, которых принять решения и программы, направленные на развитие транспорта.
- По результатам реализации проекта «Транспортная карта города Казань» внести на рассмотрение в Правительство Республики Татарстан предложение по организационной структуре и схеме реализации проекта в городах Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск.
- Для организации взаимодействия между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и органами местного самоуправления Республики Татарстан разработать и обеспечить заключения соглашения для консолидации совместных усилий, направленных на повышение уровня транспортного обслуживания на территориях муниципальных образований.
- Инициировать разработку Закона Республики Татарстан «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения при осуществлении таксомоторных перевозок».
И в заключение. Коллеги!
Труд работников предприятий пассажирского транспорта не направлен на выпуск продукции, он направлен на оказание услуг пассажирам, и при этом пассажир является предметом труда. Поэтому городской пассажирский транспорт относится к сфере услуг населению, а не к производственной сфере, как ошибочно думают многие.
Для пассажиров пользование городским транспортом связано, прежде всего, с экономией времени, сил и средств на передвижение. Так должно быть в идеале! Широко применяемые для анализа деятельности предприятий объемы перевозок и пассажирооборота являются производственными результатами, используемыми для учета и планирования перевозок, и в полной мере не отражают социальных результатов. А для нас, всех нас, во главе угла должен стоять Человек со своими чаяниями и надеждами, среди которых первостепенными в нашей сфере являются безопасность и комфорт при минимальных затратах.


назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International