Казанский метрополитен – лучший в России по продвижению системы комплексной безопасности

29 марта 2011 г., вторник
Сегодня заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Леонид Бершанский и министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин совместно с представителями силовых структур, а также Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. По результатам осмотра Леонид Бершанский назвал Казанское метро лидером среди региональных метрополитенов по внедрению системы комплексной безопасности.
Программа комплексной безопасности на объектах метрополитена должна проходить поэтапно, и на первых порах предусматривает только установку рамок металлоопределителей, оснащение личного состава служб безопасности портативными металлодетекторами и установку взрывозащищенных контейнеров. В казанском метро пошли гораздо дальше – в этом сегодня убедились руководители Федерального агентства железнодорожного транспорта. Так на станции «Проспект Победы» московские коллеги были приятно удивлены. Когда им продемонстрировали полный комплекс, предназначенный для досмотра пассажиров и багажа, включая рентген-интроскопы на подобие устанавливаемых в аэропортах и абсолютную новинку казанских транспортников – сканер «Homo Scan», позволяющий за пять секунд провести полный досмотр пассажира. Вход на станцию контролируют не только несколько рамок металлоопределителей «Рубикон», но и датчики дозиметрического радиоактивного контроля, а также приборы по обнаружению взрывчатых и наркотических веществ. На станциях  и в вестибюле установлены кнопки экстренного вызова сотрудников милиции и работников метрополитена при возникновении нештатной ситуации. Ну и в завершение всего перечисленного уже привычный казанцам усиленный милицейский пост и кинолог с собакой – далеко не последний по значимости элемент обеспечения безопасности на транспорте.
Все это только видимая часть системы безопасности метро. От обывательского взгляда скрыты гораздо более сложные и интегрированные системы, задача которых заключается в неусыпном контроле и предупреждении чрезвычайных ситуаций, а также сохранения жизни людей во внештатных ситуациях. Сегодня на семи эксплуатируемых станциях казанской подземки за пассажиропотоком следят 124 камеры видеонаблюдения, причем изображения с них транслируется не только дежурному по станции, но и в центральную диспетчерскую, а также дежурную часть милиции и ситуационный центр МВД по РТ. В скором времени к этому списку может присоединиться и ситуационный центр ФСБ по республике.
В целом еще при проектировании станций были учтены все виды систем безопасности. В тоннелях и на станциях установлена современная система автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения, система звукового оповещения для пассажиров и сотрудников. Внутреннюю и внешнюю безопасность контролирует целый отряд систем, начиная с охранной сигнализации и системы контроля доступа, заканчивая системой оповещения при чрезвычайных и нестандартных ситуациях «Колибри», которая в случае возникновения ЧС рассылает смс-сообщения ключевым сотрудникам метрополитена с указаниями причины внештатной ситуации и четким руководством к действию, что особенно важно в случае экстренной эвакуации пассажиров и персонала.
Коммуникацию подразделений обеспечивают 5 видов связи: радиосвязь, административно-хозяйственная связь, селекторная связь, поездная связь и тоннельная связь, плюс магистральная информационная сеть с защитой от внутренних и внешних хакерских атак. При управлении поездами применяется комплексная автоматизированная система движения поездов с помощью автоведения и система видеонаблюдения из кабины машиниста за платформой и пассажирами во время остановки.
Гордость казанского метро – единственный в России Объединенный центр диспетчерского управления, который включает в себя поездного диспетчера, диспетчера электромеханических устройств и диспетчера электроснабжения. Рядом вскоре появится совместный с МЧС и МВД диспетчерский центр «Аксион».
Примечательно то, что все это было сделано предприятием «Метроэлектротранс» в условиях отсутствия федерального целевого финансирования – в прошлом году федеральные деньги по технической ошибке застряли в Москве. Тем не менее, метро даже перевыполнило план по установке тех же самых «Рубиконов»: вместо одной рамки на вход, как предусмотрено федеральной  комплексной программой, по две-три, полностью направляя пассажиропоток через этот первый «оборонительный редут». И такие меры уже дают свои плоды: буквально недавно на входе на станцию был задержан человек с травматическим оружием, не имевший лицензии на его ношение.
Говоря об увиденном сегодня в метро на последовавшем за осмотром совещании в министерстве транспорта и дорожного хозяйства республики, Леонид Бершанский назвал Казанский метрополитен уверенным лидером среди всех региональных метрополитенов России по части внедрения системы комплексной безопасности на транспорте. «Та работа, которую провели субъекты в остальных городах, и те мероприятия, которые мы увидели сегодня, отличаются очень сильно», – заявил на встрече с журналистами замруководителя Росжелдора. – «Все мероприятия, которые с остальными мы только планируем, здесь уже сделаны. Но безопасности мало не бывает, тем более, что мы с вам в преддверии такого серьезного мероприятия как Универсиада. Оборудование это не панацея на все 100%, безусловно, здесь должны слаженно работать все службы, работать на опережение».
С мнением москвичей согласен и генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов. По его словам, согласно плану регулярно совместно с МЧС и МВД по РТ проводятся инструктажи и учения с обслуживающим персоналом метрополитена. А с усилением систем безопасности возникнет необходимость доукомплектации штата метро еще 192-мя сотрудниками, которые будут обслуживать расширенные системы видеонаблюдения на станциях и переходах, систему радиационного, химического биологического контроля на стациях, в информационных киосках и прилегающих территориях, а также автоматизированную систему идентификации личности в пассажиропотоке.  
Во исполнение Указа Президента РФ предусмотрено финансирование создания системы комплексной безопасности в казанском метро на сумму 402 млн. руб. Соответствующими ведомствами разработаны требования по оснащению метро современным антитеррористическим оборудованием. В этом году Татарстан получит на эти цели порядка 127 млн. рублей, включая и «недошедшие» с прошлого года 75,8 млн.
Ситуацию с двусторонним финансированием прокомментировал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин: «Мы и своими силами готовы осуществлять все меры по обеспечению условий безопасности на транспорте, – заверил министр, – но с федеральной поддержкой нам это делать легче. Республика сегодня готовит собственную программу комплексной безопасности на транспорте, рассчитанную на несколько лет и мы готовы софинансировать все указанные в программе мероприятия». 30 марта Ленар Сафин и Леонид Бершаснкий обсудят опыт Казани на расширенном совещании в Минтрансе РФ под председательством министра транспорта РФ Игоря Левитина
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International