Праздничное мероприятие, посвященное 60-летию Казанского речного порта с участием Министра транспорта и дорожного хозяйства РТ И. И. Фасхутдинова
04.07.2008

Первые сведения о пристанях на территории Татарстана исходят с X века. Возникновение Казанских пристаней связано с началом на Волге судоходства, с экономическим и политическим развитием поволжских татар, в частности Казанского ханства. В XV веке на Гостином острове ежегодно проводилась весенняя ярмарка. По Булаку через Казанку суда с Волги проходили к Казанским базарам. По берегам имелось немало естественных пристаней. После присоединения Поволжья к Московскому государству в Казанские пристани заходили суда западноевропейских коммерсантов.
К середине XVII века Казань становится самым крупным городом Поволжья. Пристани Казани не имели себе равных на Средней Волге. В 1718 году в Казани было создано Адмиралтейство, на верфях которого строились многочисленные суда.
В 1843 году в Казани строится дамба, соединившая устья реки Казанки с Адмиралтейской слободой и городом. Бакалдинские пристани переносятся к устью. С тех пор каждую весну, при большой воде, пристани на время устанавливались в весеннем устье реки Казанки. Так возникло название казанских пристаней – Дальнее Устье и Ближнее Устье. Позднее, в 1875 году, конная железная дорога связала Дальнее и Ближнее Устье с центром города. Однако Волга по-прежнему находилась далеко от города, грузоперевозки осуществлялись с большими затруднениями. В этой связи неоднократно выдвигались проекты сооружения речного порта непосредственно у города Казани и соединения его с Волгой судоходным каналом. Однако эти проекты остались без финансирования и не были реализованы в течение еще целого столетия.
Дореволюционный период характерен бурным ростом промышленного и сельскохозяйственного производства, торговли. Стремительно расширялось судоходство на Волге. Быстро росло число речников и судовых рабочих, которых уже в 1851 году на Казанской пристани насчитывалось свыше 14 тысяч человек. В конце XIX века пристань Казань после Нижегородской являлась самой большой на Волге. Сюда прибывали лесные грузы, нефть, шерсть, хлебные грузы. Налаживалось регулярное движение грузо-пассажирских пароходов.
Однако до оснащения пристани Казань перегрузочной техникой никому дела не было. В период 1900 – 1914 года на «спинную подушку» (или «плотник») каждого грузчика пристани Казань приходилось в среднем по 200 – 300 пудов груза в день, а дни напряженной работы – свыше 800 пудов с ручным проносом груза вглубь откосного берега на расстояние 70 - 80 метров. Лишь в 1931 году пристань Казань получает первые 25 ленточных транспортеров для использования на разгрузке и загрузке судов.
Восстановление флота, пристанского хозяйства после гражданской войны, разрухи и голода шло в основном на старой технической базе. На Дальнем Устье были отремонтированы деревянные склады – лабазы, жилые дома, вокзал. Стали функционировать баня и больница. Вторым пятилетним планом предусматривалась реконструкция пристани Казань. В 1936 году на восьми грузовых причалах устанавливаются тяговые лебедки, транспортеры. На грузо-пассажирских пароходах устанавливаются трюмные транспортеры и грузовые подъемники. В этом же году железнодорожная ветка подошла к грузовым причалам на Дальнем Устье, что позволило осуществлять прямые железнодорожно-водные перевозки грузов.
В годы Великой Отечественной войны речники Татарстана участвовали в обороне Сталинграда. На их долю выпало немало испытаний: это рейсы через минные поля, под бомбежками фашистских самолетов. Огромное напряжение речниками выдержано в 1941 – 1945 годах, когда через пристань Казань проходила эвакуация мирных жителей, оборудования фабрик и заводов с Запада на Восток, а навстречу с Востока на Запад шли непрерывным потоком воинские грузы. В июле 1942 года коллектив пристани Казань первый на речном транспорте был удостоен награды (Красного Знамени) Государственного Комитета Обороны СССР.
В послевоенные годы речники Казани трудятся над восстановлением разрушенного войной хозяйства и успешно внедряют новые формы организации труда, работы флота и перегрузочной техники.
Официально (по приказу Министра речного флота СССР З.А. Шашкова) в апреле 1948 года пристань Казань преобразовывается в Казанский речной порт. Одновременно на базе Татарского агентства местного флота организовывается Казанское районное управление речного флота (РУРФ) с границами деятельности на Волге от пристани Ильинка до пристани Тетюши. Впоследствии (в 1955 году) РУРФ с границами деятельности на Волге от пристани Ильинка до пристани Тетюши. Впоследствии (в 1955 году) РУРФ полностью сливается с Казанским речным портом за исключением участка деятельности от Ильинка до пристани Волжск (Марий Эл), отведенного в границы деятельности Чебоксарского речного порта (Чувашская Республика).
В июле 1948 года Казанские портовики положили начало добыче песчано-гравийной смеси на р.Волге в районе Юматихи.
Инициатива эта исходила от тогдашнего начальника Казанского районного управления речного флота (РУРФ) Павла Георгиевича Солдатова, впоследствии долгие годы (1955 – 1978 г.г.), проработавшего заместителем начальника Казанского речного порта.
А с 1949 года первые плавучие паровые краны Казанского речного порта начали добывать со дна реки Камы в районе п. Лаишево песчано-гравийную смесь (ПГС). Первые же баржи с ПГС были отправлены на строительство Куйбышевской (Самарской) ГЭС в район г.Ставрополя на Волге (впоследствии г.Тольятти). от первых грейферов кранов «Бурлак», порт в дальнейшем, пришел к созданию мощного добывающего района – Камского. Было положено начало развитию массовой добычи ценного строительного сырья, уровень добычи которого к началу 90-х годов прошлого столетия, поднимался за навигацию до 23 миллионов тонн. И во все времена район был финансовой палочкой-выручалочкой не только для Казанского порта, но и для всего Волжского пароходства. В 1950 году в связи с успешным завершением IV пятилетнего плана по восстановлению народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны и с 30- и летием советского Татарстана группа передовых речников была удостоена правительственных наград СССР. В том же 1950 году в преддверии предстоящего затопления причалов и жилого поселка речников на Дальнем Устье водами Куйбышевского водохранилища Государственный институт проектирования объектов речного транспорта (Гипроречтранс, г.Москва) приступает к проектированию нового речного порта в г.Казани.
С 1951 года по 1955 год порт оснащается новыми плавучими паровыми кранами постройки Рижского завода взамен плавучих кранов «Старый бурлак». Причалы порта на Дальнем Устье пополняются новыми электрокранами грузоподъемностью 2,0 тонн, электропогрузчиками типа КВЗ грузоподъемностью 1,5 – 2,0 тонн, автопогрузчиками Львовского завода грузоподъемностью 3,0 тонн, одним портальным электрическим краном с горизонтальной стрелой фирмы «Черетти-Танфани» (Италия) грузоподъемностью 2,5 – 5,0 тонн. В порту формируется новый отряд рабочих – механизаторов.
В октябре 1952 года решение о сооружении в Казани нового механизированного речного порта и переоборудования ряда пристаней Районного управления, попадающих в зону затопления Куйбышевского водохранилища, проходит в Директивы XIX съезда КПСС.
В октябре 1956 года прекращаются перегрузочные работы на причалах на Дальнем Устье, идет снос причальных строений, складов и жилого поселка речников из зоны затопления до весны 1957 года. В новом порту принимается от строителей 1000 метров причальной стенки, начинается монтаж первых пяти портальных кранов фирмы «Каяр» (Франция).
В апреле 1957 года началось затопление Куйбышевского водохранилища и речники Казани в условиях незавершенного строительства приступили к эксплуатации причальной стенки нового порта, имея в тылу одни песчаные дюны портовой территории и не имея на фронте причалов ни одного портального крана в эксплуатационном состоянии. 20 декабря 1957 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первые объекты. Начальником порта был назначен П.С. Подъячев.
Объекты и сооружения нового порта (склады, портальные краны, зарядная станция, ремонтно-механические мастерские и др.) принимались от строителей в эксплуатацию по мере их готовности вплоть до 1964 года. Новый Казанский порт достиг своей мощности и вышел в число наиболее ведущих предприятий Волги и Министерства речного флота РСФСР еще в 1962 году, а капиталовложения на строительство нового порта окупились полностью суммой прибыли от его эксплуатации за шесть лет, то есть в 1963 году. Полный проектный комплекс строительства был завершен и 8 июня 1964 года Государственная комиссия подписала акт о приемке нового Казанского порта в эксплуатацию.
Дальнейшее развитие порта шло по пути ежегодного наращивания производственных мощностей перегрузочной и гравиедобывающей техники, своевременного обновления грузового и пассажирского флота, совершенствования технологии, форм и методов организации труда, работы флота и перегрузочной техники. Казанский порт принимал участие в строительстве Куйбышевской ГЭС, строек Закамской зоны Татарстана и автогиганта КамАЗ. Неоценим вклад Казанского порта в снабжение страны минерально-строительными грузами. Он стал крупнейшим поставщиком гравия, песчано-гравийной смеси на стройках Татарстана, областей Поволжья и Центра России.
Важную роль в перестройке портового хозяйства, совершенствовании техники и внедрения передовой технологии, улучшении организации и условий труда портовиков и судоводителей сыграли: бывший начальник порта В.П. Иваненко (1960 – 1964 г.г), бывшие заместители начальника Волжского пароходства – начальники порта А.М. Костин (1964 – 1987 г.г), В.В. Нефедов (1987 – 1991 г.г), последний, будучи Депутатом Верховного Совета РТ одновременно являлся и заместителем Председателя Верховного Совета РТ у М.Ш. Шаймиева – ныне Президента Республики Татарстан; заместитель Солдатов П.Г., главные инженеры И.А. Петровнин и А.П. Леонов, начальники районов и отделов Г.В. Тюляев, К.Ш. Басыров, Т.Ф. Мавлютов, П.А. Скворцов, В.А. Шаранин, В.И. Тишинин, Н.Г. Петрухин, А.Г. Прохоров, М.И. Чернов, В.С. Лаврентьев, В.А. Рутов, Л.Н. Хренов; инженеры, техники, судоводители, портовые рабочие, среди которых А.Н. Севастьянов, М.П. Девятаев, Ю.П. Солдатов, Н.И. Лабзов, Л.С. Курицын, П.И. Тимофеев, А.В. Цветков, В.М. Сорокин, Б.Х. Сидоров, Г.П. Куклев, А.А. Заппаров, В.Е. Торопов, А.Г. Фахрутдинов, В.Б. Бариев, К.Н. Крылова, Д.Каримуллина и многие, многие другие.
За достигнутые высокие показатели в восьмой пятилетке коллектив Казанского порта в 1971 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1972 г. состоялось награждение Почетным знаком ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за достижение высоких показателей в социалистическом соревновании в честь 50-летия образования СССР. Многократно казанцы за свою работу награждались Минречфлотом, Татарским обкомом партии переходящими Красными знаменами, грамотами и другими знаками отличия.
Ежегодный рост объемов работ и стабильная финансово-хозяйственная деятельность Казанского порта продолжалась вплоть до 1991 года (до спада производства, потери экономических связей между производством и потребителем, до наступления эпохи гиперинфляции цен и неплатежеспособности большинства производственных предприятий).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №449 от 27 июля 1993 года Казанский речной порт преобразован в ГУП «Судоходная компания «Татфлот».
Первым генеральным директором Судоходная компания «Татфлот» был Р.Х. Ахмеров (1993 – 1996 г.г.). В дальнейшем компанию возглавляли: Р.Х. Сафин (1996 – 2001 г.г), А.Н. Казанков (2001 – 2005 г.г.).
В 2005 году создано открытое акционерное общество «Азимут», учредителем которого стало открытое акционерное общество «Судоходная компания «Татфлот».
В настоящее время ОАО «Азимут» является многофункциональным производственным предприятием, осуществляющим деятельность по добыче нерудных строительных материалов, перевозке и переработки грузов, погрузо-разгрузочных работах, маркетинга, хранении, складировании и сбыте продукции и других видов деятельности, связанных с эксплуатацией причальных сооружений, ремонтом и снабжением флота.
Стабильное финансовое состояние позволяет своевременно выплачивать заработную плату и производить налоговые и бюджетные отчисления. Идет наращивание объектов добычи нерудно - строительных материалов, грузовых перевозок, с привлечением флота других судоходных компаний, с целью полного удовлетворения дорожно-строительной индустрии Республики Татарстан этими материалами и их поставок в другие регионы.
Возглавляет ОАО «Азимут» - генеральный директор С.П. Павлычев, энергичный и деятельный специалист речного транспорта. Его заместителями являются, также молодые специалисты А.Л. Кудрявцев, А.Р. Чумарин, В.Н. Веденков, Н.А. Бурайкина, а заместитель генерального директора по персоналу А.И. Власенко, проработавший в порту 40 лет, является связующим звеном между ветеранами и нынешним поколением руководителей речного порта, передает щедрый опыт молодому поколению речников.
В 2007 году для обеспечения наиболее эффективного использования выделяемых средств, имеющийся транспортной базы, оптимизации расходной части, функциональное подразделение – Служба пассажирских перевозок ОАО «Азимут» была выделена в самостоятельное предприятие – Общество с ограниченной ответственностью «Казанское речное пассажирское агентство»
Генеральный директор ООО «Казанское речное пассажирское агентство» А.М. Бабурин, высококлассный специалист речного флота и его заместители: Э.Н. Хайруллин, В.М. Молчанов, Н.В. Мишин и Р.Р. Салихова, выбрали правильный курс в своей деятельности, обеспечивая живучесть и непотопляемость коллектива пассажирского агентства.


назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International